Миниатюры. Сельский экстрим на Старый Новый год в советское время.

Миниатюры. Сельский экстрим на Старый Новый год в советское время.

 

01

 

Начну с того, чем закончил предыдущую статью этого цикла. Итак. Едем мы, сельские дети, с города после «обноса» тамошних магазинов 7 января, где без всякого сожаления меняли наши «кровно» заработанные вчера вечером во время кутьевания на Рождество Христово советских денежных знаков, в простонародье – «рубли», на понравившиеся товары в ярких красивых упаковках. Заняли, значит, в ПАЗике свои привычные места «на галерке» сзади, и давай друг другу рассказывать интересные и прикольные истории, которые произошли накануне в рождественскую ночь. Оказалось, что один наш знакомый, на год младше от меня, на спор с одноклассниками понёс рождественскую вечерю к директору школы. Тот не закатывал скандалов. Нет. Спокойно одарил парнишку рубликом, а после каникул встретил его на пороге нашей сельской «альма-матер» и тихонько послал за родителями. Это же неслыханное дело! Коммунисту, в прошлом замполиту на зоне, а главное, атеисту, какой-то сопляк приносит кутью! Значит, классный руководитель не проводит среди своих учеников бесед относительно вреда, который приносит религия для простых людей. Она же опиум для народа! А родители куда смотрят? Их сын одурманен религией и с головой у него не всё в порядке, раз отважился на такой неслыханный кричащий поступок! Теперь будет наш «шеф» советовать родителям штрафника проверить своего сына у психиатра. Но когда узнает о споре между ребятами, скажет: «Пороть его нужно, чтобы выбить всю дурь из головы!». Отец пацана последует советам директора школы: «Сейчас я верну твои мозги из задницы в голову!». И трескалась кожа у парнишки от сильных ударов ремнём. А в голове накапливалась злоба. «Ну я ещё сделаю дерику весёлую жизнь!».

 

02

На улицах села в ночь с 13 на 14 января часто дежурили люди в красных повязках с надписью большими белым буквами «ДНД», что переводилось «добровольная народная дружина». Только вот в простонародье сей перевод звучал совсем иначе, и с матерными словами. Так что приводить его здесь не буду. Сами догадайтесь.

 

03

Но сколько бы ДээНДэшников не охраняло покой села, калитки снимались с людских дворов повсеместно. Будь они хоть деревянные, такие как на этом фото.

 

04

Хоть железные, как здесь. Ничего не могло стать помехой пацанам в их снимании и вывешивании потом на деревьях школьного двора. Хотя, могли и в камыш ворота забросить. Это тем, кто парням сильно насолил. И ищи тогда свое имущество, сколько душе угодно – век на найдешь. И, бывало, что так и не находили! Тогда шли домой к предполагаемым «снимателям» и вместе с родителями учиняли «допрос с пристрастием». Хлопцы, в основном, под воздействием папашиного солдатского ремня, «кололись», и вместе с хазяями находили пропажу и устанавливали ее на место. У некоторых моих знакомых после таких вот «допросов» на мягком месте, ногах и спине из звезды от солдатского ремня оставались!

 

 

Не только директор, но и все учителя пытались держать учеников в «ежовых рукавицах». Конечно, своих педагогов дети уважали, но при первой же возможности делали им мелкие пакости. В ночь с 13 на 14 января Старый Новый год. В селе аврал. По Отрадокаменке ходят толпы «разбойников» ученического возраста  и снимают калитки. Дедушки около своих дворов до утра заступают на ночное дежурство с берданками и зарядом соли. В школе некоторое время внедряли патрули из старшеклассников и добровольцев, которые пытались не допустить подобного безобразия. Но из года в год утром 14 января все деревья около школы были увешаны учительскими калитками, как новогодние ёлки игрушками. На большой перемене пострадавшие от народных обычаев педагоги посылали со своих классов самых ловких ребят снять личное имущество с деревьев. И выходило так, что кто калитки ночью цеплял на ветки, тот и снимал их днём. Это еще хорошо, когда калитки находились на территории школы. Бывало, что обнаруживали их в камышах через определённое время. И это ещё хорошо, когда обнаруживали.

 

 05

В то же время, когда «женихи» пытались снять калитки в учителей, непонравившихся людей и своих «невест», девушки собирались в свои теплые компашки, чтобы погадать на суженного. Кто постарше, заряжались перед этим сухим вонцом, для настроения, так сказать, и вперед.

 

06

Свет тушился, и начиналось такое притягательное таинство гадания. А вдруг точно своего суженного увидишь?

 06-1

Правда, не всем это было суждено, увидеть своего будущего избранника. А некоторые, так вообще попадали под всесильную власть Морфея и не выдерживали до нужного времени, засыпая от усталости и количества выпитого «сухарика» прямо на ходу. А кто же нашим красавицам доктор? Нужно было рассчитывать свои силы. Или свободу в гостях у подруг почувствовали?

 

 

Конечно, руководство не только школы, но и совхоза, пытались бороться с подобным «бзиком» населения. Но что здесь поделаешь? Так уже повелось с давних времён, что в новогоднюю ночь по старому юлианскому календарю ребята снимали у своих невест калитки, показывая, таким образом, свою любовь к красавицам. А если девушка изменяла своей любви и бросала жениха ради другого, пацанчик имел все права измазать ворота бывшей невесты дёгтем. Для девушек, а особенно для женщин, это было позором на всю округу. В наше время ворота разве что пытались снять, но ничем не вымазывали, хотя обидные надписи на них оставляли не один раз. И вовсе не нужно было ожидать старого Нового года, как и необязательно снимать калитки исключительно только у своих любимых и невест.

 

07

Разве таких вот шибутных пацанов чем-то остановишь? Особенно, когда они подрастут? Если уже решили что, так железно! Калитки снимать в учителей и «невест» на Старый Новый год, так калитки!

 

 

Но все же калитки у людей снимали именно ночью Старого Нового года. Ведь вдруг что, можно было оправдаться перед пострадавшими, мол, что поделаешь, соблюдаем народные традиции. И наказаний никаких не будет. Ни телесных от возмущенных граждан, ни таких радикальных, как заключение милицией под стражу за воровство и злостное хулиганство. Вот пацаны и отрывались на Старый Новый год по полной программе. Весь прошедший год копили злость и вынашивали планы своей мести. И только 13 января на село опускались сумерки, тут же начиналось движение. Под горячую руку в молодецком азарте попадали все, кто не устраивал пацанов. Поставила учительница «двойку» по своему предмету, или вот замечание в дневнике написала – так ищите свою калитку возле школы на деревьях. А если и вовсе к ученику домой «на чай» классная руководительница пожаловала – то не видать Вам, уважаемая Клавдия Афанасьевна, калитки с ворот, как своих ушей. Только вот Клавдия Афанасьевна, а по «совместительству» и моя родная мама, приказывала нам, своим сыновьям, снимать калитку раньше Старого Нового года, а одевать – на парочку дней позже. А если кто-то из недовольных ученичков и тогда решить позариться на личное имущество «Клавы» — то тогда ему несдобровать! Ведь это уже, как не крути, кража. А наша доблестная милиция зорко следила за сохранностью личного имущества граждан нашей страны. Так что дураков снимать калитки после неофициального праздника, Старого Нового года, не было! Ни у учителей, ни у невест, ни у бабулек, которые слухи постоянно распускают.

 

2008. 2 мая 2014.

Костенко Александр Александрович.

 

Вы можете оставить комментарий.

Оставить комментарий